Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас,
взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их
жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их
развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает
ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального
опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать
условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их
возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е.
организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, как педагоги,
стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так
и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого
дошкольника.
Организация предметно – развивающей среды в
подготовительной к школе группе организована с учетом требований ФГОС ДО, где
четко прослеживается все пять образовательных областей.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики детей. Здесь
же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая
информация, консультации и советы родителям, фоторепортажи о жизни группы,
доска для творчества и полка поделок.
Пространство группы трансформируется в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей. Обстановку можно менять до неузнаваемости
с помощью переносных ширм, которые в свою очередь легко трансформируются и
используются для различных видов деятельности детей.
На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе
организованы центры активности, которые не пересекаются между собой:
«Центр математики»
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету,
чтению, письму.
Между тем, наибольшие
трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно
большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать,
стремление узнать что - то новое. Именно поэтому при выборе игр предпочтение
отдавалось играм на развитие логического мышления, таким как «Логические блоки
Дьенеша», Палочки Кюизинера, Кубики
Никитина, Танграм, «Волшебный круг», Планшет «Логико», «Математический
планшет», который помогает совершенствовать умение ориентироваться в окружающем
пространстве, понимать смысл пространственных отношений; закреплять знания
названий геометрических фигур, цвета и величины. Также, в уголке есть множество
дидактических игры на состав числа, порядковый и количественный счет,
математические раскраски математическое домино, игры – ходилки. Шашки, шахматы – мощнейший тренажер для ума.
Доказано, что увлечение шахматами улучшает умственные способности
и отлично тренирует мозг и память. Изготовлены Лэпбуки «История
математики», «Математика вокруг нас». Стенды «Город геометрических фигур»,
«Город чисел и цифр»
Для занятия с детьми имеется различный раздаточный материал
индивидуально на каждого ребенка, формируется в соответствие с задачами
образовательной деятельности.
Также есть различный счетный материал.
«Центр творчества»
Для развития детей подобраны различные картинки,
рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с
изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п.
Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же
продолжить овладение умением работать по образцу. В рабочей зоне находится
материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования,
лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши,
салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т.
п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный
шкаф. По желанию ребенок может воспользоваться всем необходимым для воплощения
своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Также есть репродукции известных художников, образцы народного промысла.
«Центр географии»
Некоторые могут сказать, что
школьные термины не согласуются с дошкольниками. Пытливый детский ум впитывает
всю интересующую его информацию, тем более, если она предоставлена в форме
игры. Первые основы в изучении окружающего мира должны даваться педагогами
дошкольных учреждений. Изучение окружающего мира можно разнообразить изучением
основ географии. Уголок географии разделен на
3 зоны:
Патриотический уголок. Здесь помещена государственная символика
города Бологое, Тверской области и России. В нем находятся пособия, отражающие
многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению
детей с традициями, культурой и бытом русского народа, материал для
ознакомления с защитниками отечества, лэпбук на тему «9 мая», «Масленица».
Наша планета. Я постаралась собрать наиболее доступные, для детей
дошкольного возраста, энциклопедии по географии, некоторые из них были
изготовлены мной, некоторые были приобретены родителями. Детей привлекают
дальние путешествия и неизведанные ранее ими страны. В уголке есть различные
виды географических карт (физических и политических), атлас мира, глобус,
интерактивный глобус с голосовым сопровождением – прогресс современной науки.
Космос. Здесь находятся энциклопедии, наглядно – дидактические
пособия на тему «Космос», макет солнечной системы, луноход, лэпбук на тему
«Первый полет в космос». Изучением данной темы мы занимаемся уже третий год в
рамках реализации проекта «Загадочный космос». В этом году планируем познакомиться
с понятием галактика, закрепить знания о созвездиях и других космических
объектах. Для наблюдения за звездами есть телескоп.
«Центр природы»
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы
условия для обогащения представления детей о многообразии природного мира,
воспитания любви к природе. У нас есть многофункциональный календарь природы, авторская
разработка. Здесь мы ежедневно отмечаем состояние погоды, наблюдение за птицами,
которые прилетают на наш участок и т.д.Еженедельно меняем иллюстрации .
Работаем ежедневно в метеостанции. Дети с большим интересом изучают
энциклопедию заповедники. Также есть различные экологические игры и пособия.
Картотеки предметных картинок по лексическим темам. Коллекции животных,
насекомых, морских обитателей, динозавров. Мной изготовлены лэпбуки на тему
«Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Такие разные Деды Морозы», «Новый год».
«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного
уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста,
реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся
книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные
литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография
писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его
литературные произведения.
«Музыкально – театрализованный центр».
Центр - это важный объект
развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает
сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники
раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь
размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с
радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный,
бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок,
элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и
возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Уголок
ряженья мы наполняем в течение учебного года, постепенно внося новые атрибуты.
Уголок уединения. Здесь можно уютно и комфортно расположится одному
или с друзьями, отдохнуть, полистать любимую книжку, побеседовать.
В Центре «Сюжетно – ролевых
игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко
подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В
связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, вся игровая
стационарная мебель используется многофункционально для различных
сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в
коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет
будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для
свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты
располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть
на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы
мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так,
чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию
играющих).
Тема изучения космического пространства вызывает огромный интерес у
детей старшего дошкольного возраста. Это способствует развитию детского
воображения и всплеску детской фантазии.Мной был создан лэпбук – ширма «Космическая станция».
Методическое пособие даёт возможность создать для игры детей
соответствующие условия, способствующие обогащению и применению имеющихся
знаний для изучения космического пространства, временных промежутков и для
использования этих знаний в обычной жизни. Во время игры у детей активизируется
словарный запас, систематизируются знания о космосе, погоде, календаре. Ракета
имеет два иллюминатора. На боковых панелях ширмы с одной стороны различные
дидактические игры, задания, загадки, стихи, с другой стороны планеты Солнечной
системы (все планеты связаны крючком). И д/и «Сложи созвездие». Внутри МКС есть
пульты управления станцией. Имеется общая фотография экипажа станции. На МКС
есть календарная станция. Дети отмечают время года, месяц, день недели, число.
Для этого мы используем временные маячки. В игре дети прогнозируют погоду на
Земле. Дети изучают планеты нашей Солнечной системы, другие космические тела
(кометы, туманности, звёзды и т. д.). В папке подобраны развивающие материалы
по теме «Космонавты» для самостоятельного использования детьми в игре. Все свои
наблюдения дети регистрируют в бортовом журнале станции.
Хочу представить вашему вниманию многофункциональную ширму
"Больница - шиномонтаж" Ширма предназначена для сюжетно-ролевых,
театральных игр для дошкольников. (Больница для девочек, шиномонтаж для мальчиков). Дети очень любят в неё играть.
К моему удивлению, мальчики не меньше девочек играют в больницу, а девочки, наоборот,
с удовольствием чинят машины!
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и
пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками,
дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально
оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого
строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра
безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами
безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Также
здесь имеются настольно – печатные игры по ПДД.
«Строительный» (конструктивный) Центр».
Хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства,
он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием
строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный
конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность,
как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр
строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены
различные виды и формы конструкторов. Мобильность данного центра позволяет
детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям
комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
В Центре «Речевого развития» находится все то, что
необходимо воспитателю и логопеду для развития всех сторон речевой
деятельности. Различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и
иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок
на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда –
это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на
развитие разных сторон речи каждого ребенка. Провожу индивидуальные занятия по
задания логопеда и дефектолога. Разработано авторское пособие по обучению
грамоте.
«Центр первоклассника» является
еще одним дополнением в оформлении предметно-развивающей среды. Здесь
выставлены материалы, которые дают представления о школе (буквари, азбуки,
прописи, письменные принадлежности, фотоальбом «Первоклашка»). С/р игра
«Школа», лэпбук «Первый раз в первый класс»
«Центр опытно-экспериментальной деятельности» представлен
многообразием коллекций. В нем находится материал, для осуществления опытной
деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные
стаканчики, лейки, часы и т. д.
«Центр здоровья». Оснащен различными картотеками и наглядным
материалом.
«Центр дежурства»
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд.
Трудовые поручения становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Для дежурства по столовой, на занятиях, по уголку природы в группе.
В Центре «ИКТ» размещены – проектор, ноутбук, магнитола, микрофон,
коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для
воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также
как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
«Спортивный центр» содержит в себе как традиционное
физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное
руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических
качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых
качеств.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать
детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие!
И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще
и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих
установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих
выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное
счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность
приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок
выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием
предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было
отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за
игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной
деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует
об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей
среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и
фантазия.